Письменная история. Античность: история между мифом и эпосом


Хотя традиционно возникновение истории относят к V веку до н. э., в античной Греции воспоминания о событиях прошлого, которые тогда начинали записывать, совсем не были похожи на историю в том смысле, какой мы придаем ей сейчас. Исторические сочинения особенно во времена античности были чрезвычайно далеки от целей рационального и объективного познания и преследовали исключительно дидактические и апологетические задачи. Максимально точное восстановление прошлого, беспристрастность и забота о его полно тс вовсе не являлись критерием для оценки исторических сочинений, которые должны были содержать только примеры поучительных деяний и мыслей. В повествовании нередко факты глубокой старины смешивались с современными: в «Исследовании» 1еродота (484-420 гг. до н.э.), носившем также название .Истерии-, главная цель которого рассказать о событиях в Персидской империи и греческом мире, начиная с царствования Кира, чередуются собственно исторические пассажи с географическими описаниями и пересказом мифов. -Пелопоннесская война» Фукидида (около 400 - около 395 до н.э.) кажется, напротив, сочинением вполне историческим: автор критически анализирует используемые источники и пытается установить причинно-следственные связи между событиями, охватывая долгую историческую перспективу. Наконец, история в представлении Фукидида - сфера исключительно человеческой деятельности: вмешательству богов там не остается места. Последователи его, однако, не возвысились до такого уровня: под влиянием софистов история стала прежде всего ораторским жанром или ангажированной защитницей чьих-то интересов.

Римская историография. Началом римской историографии считают конец III века до н.э., когда появляются первые «Анналы», простое хронологическое изложение событий, в которое, однако, вплетаются мифы и исторические предания. После Цицерона (106-43 гг. до н. э.) история становится литературный жанром. Стремясь к идеальному греческому - образу, историки придерживаются приемов изложения, соответствующих канонам ораторского искусства: для того чтобы полностью завладеть слушателями, они используют ритм и риторические фигуры. Тит Ливии (59 г. до н.э. - 17 г, н.э.) и Тацит (ок. 55 - ок. 120) вдохновлялись уроками Цицерона. Исторические сочинения должны были представлять образцы поведения, exempla, о чем свидетельствует взлет биографических жанров: наибольшей популярностью пользовались 'Сравнительные жизнеописания» Плутарха (ок. 50 - ок. 125), написанные по-гречески, и жизнеописание двенадцати цезарей-Светония (ок. 69 - ок. 126).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить