Средние века: христианская традиция


Христианство глубочайшим образом изменило подход к написанию исторических сочинении. Тексты Нового Завета в действительности привнесли новое понимание времени. Евсевий Кесарийский, составивший первую «Священную историю» и попытавшийся согласовать библейскую хронологию с языческой, вместе с Орозием (ок. 380 - ок. 418) и блаженным Августином (354-430) является основателем христианской историографической традиции. Орозий в «Истории против язычников» сосредоточился на критике языческих взлядов манихеев, Августин в трактате «О граде Божием» представит историю как процесс исполнения божественного замысла спасения человечества: история со времени боговоплощения, пришествия Христа, получила смысл, Это учение провиденциализма стало основанием историографической традиции, господствовавшей на протяжении всего Средневековья, о чем свидетельствует, в частности, сочинение Боссюэ «Рассуждение о всеобщей истории».

До XII века иcтория рассматривалась как второстепенный жанр и должна была полностью подчиниться христианской теологии; исторические сочинения писалась по-латыни, были исключительно уделом клириков и включали четыре основных жанра: жития святых; анналы, в которых отражались события, считавшееся выдающимися; хроники, или всеобщие истории; церковные истории.

В конце Средневековья появляется светская история. Крестовые походы положили начато военным хроникам («Завоевание Константинополя» Жоффруа Виллардуэна, ок. 1207-1213). Подъем бюргерских городов благоприятствовал созданию политической и социальной истории: в XIV веке в Лукке и Флоренции появляется множество сочинений по истории города. Укрепление парламента (1ёнеральных Штатов) подтолкнуло к составлению королевских хроник, выполнявших функции официальной историографии, примером которой могут служить сочинения Жана Жуанвильского («Книга изречений и деяний повелителя нашего Людовика». 1309) и Ко-мина (1447-1511), автора «Мемуаров о царствованиях Людовика XI и Карта VIII.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить