Зарождение современной историографии


В эпоху Возрождения произошло возвращение к античным истокам, движимое гуманизмом, создались благоприятные условия для расцвета археологии и филологии. Итальянские историки XV столетия освободили историю от власти теологии и открыли новые исторические источники: так, Гвиччардини в своей «Истории Италии» (1537-1540) широко использовал материалы из архивов итальянских городов. Прогресс нумизматики, архивоведения и эпиграфики способствовал появлению новой научной дисциплины. Составление «Сокровищниц» (собраний документов, законов, договоров) и формирование первых государственных архивохранилищ предоставили в распоряжение историков множество документов. Поиск корней породил амбициозные стремления использовать историю как средство укрепления национального самосознания. Следом за «Франко-Галлией» (1573) Франсуа Омана французские историографы утвердили миф о Галлии, древностью превосходящей Рим.

В XVI столетии появились критические исследования текста, дававшие аргументы обеим сторонам в ходе полемики католиков с протестантами. В XVII веке, в эпоху господства детерминизма и рационализма, историю третировали как область неточного знания, по совершенствование методов исследования и критический анализ текстов, начатый в сфере библейской экзегетики религиозными орденами (иезуиты, бенедектинцы из монастыря Сен-Мор) превратит историю эрудитов в аналитическую историю.

 

В XVIII веке история почти спилась с господствующей тогда философией. Вольтер, автор сочинения «Век Людовика XIV» (1751), в 1765 году ввел в оборот выражение «философия истории», что означало исследование цивилизаций для установления общих законов развития человечества. Для Кондорсе («Эскиз исторической картины развития человеческого духа», 1794) история человечества представлялась линейным процессом морального и интеллекутального совершенствования. Стремление объять движение времени в наиболее широком смысле привело к I   расширению географических рачок исторических исследований: появились первые всемирные истории, разительно отличавшиеся (амбициозностью самого замысла создать исчерпывающую историю) от хроник древнейшего периода («Всеобщая история» в 38 тт. англичан Гутри и Грея, 1736-1765).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить