XIX столетие: век истории


Историческое творчество XIX века подтвердило пророчество Опостена Тьерри, для которого история была «клеймом этого века, как философия для XVIII». В это время жанры исторических работ сделались чрезвычайно разнообразны. Огромный успех романтической историографии в начале столетия породил особый интерес к Средневековью: романы шотландца Вальтер Скотта («Айвенго», 1820; «Квентин Дорвард», 1823) переводились во всей Европе.

 

Реконструкция прошлого играла огромную роль в политических дебатах послереволюционной Франции. Либеральная и патриотическая школа историков, сложившаяся в эпоху Реставрации благодаря трудам Опостена Тьерри («Письма об истории Франции», 1820), Франсуа Гизо («История цивилизации в Европе», 1828) и Адольфа Тьера («История французской революции», 1823-1827), вела борьбу против ультрареакционеров, начав изучение исторических процессов большой длительности. Центральной те мой этой историографии была французская революция как перелом в движении истории, особенно ярко выявленный Токвилем в книге «Старый порядок и революция» (1856). Для Гизо крушение старого порядка означало закономерное и необратимое окончание многовековой борьбы между дворянством и буржуазией. Особняком по отношению к этой историографии, понимавшей историю как воскрешение прошлого, стоял труд Жюля Мишле, автора моментальной «Истории Франции» (1833-1867). Глава исторического отдела Национального архива, погруженный в разборку массы неопубликованных документов, Миньте культивировал романтический стиль и воспевал всемирную миссию Франции как живой личности. Последователь Вико, он видел в историческом процессе прогрессивную реализацию принципа свободы.

Признание борьбы классов основой исторического процесса породило социалистическую историографию. Порвав с 1стелем, Маркс и Энгельс заложили в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) теоретические основы «исторического материализма» - интерпретации прошлого, претендовавшей на роль научного знания, открывающего общие законы развития общества в прошлом и нуги его изменения в современном мире.

В последней трети XIX столетия господствовала позитивистская историография, наиболее типичным представителем которой были французы Эрнест Реши («История происхождения христианства», 1863-1881) и Ипполит Тэн («Происхождение современной Франции», 1875-1894). Это течение историографии претендовало на объективность, опиралось преимущественно на письменные источники, обильно цитируемые, и старалось установить причинно-следственные связи событий, Оно оказало сильное влияние на подъем научной истории в Германии в конце XIX века, где университетская и академическая наука успешно развивались благодаря исследованиям в области библейской экзегетики, ставшей к тому времени ведущей отраслью филологии. Теодор Моммзеи возобновил изучение древней истории Рима, выступив с проектом издания полного собрания латинских надписей античного периода («Корпус латинских надписей», выходит начиная с 1863). Ориентированный на изучение истории событийной и политической, позитивизм оказался тесно связан со стремлением Третьей республики вписаться в национальную историю, как в «Истории Франции» (1900-1922) Эрнеста Лависса.

Появление огромного количества исторических исследований в XIX веке объясняется отчасти многочисленными публикациями источников, выпускаемых в том числе учебными заведениями и учеными обществами. Эта работа получила мощную поддержку государства, организующего и финансирующего исторические исследования, стремящегося сделать деятельность историков более профессиональной и ставшего главным хранителем национального наследия: так, при Франсуа Гизо были созданы Комиссия исторических памятников (1837) и Французская школа в Афинах (1846).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить