XX век: «новая историческая наука»


В конце XIX века позитивизм сделался объектом жестокой критики со всех сторон. Отрицая «историю-борьбу», интересующуюся жизнью исключительно великих людей, Люсьен Февр и Марк Блок призвали к созданию «новой исторической науки», чему немало способствовал основанный ими в 1929 году журнал «Анналы экономической и социальной истории».

 

Представители «школы Анналов» защищали идею «тотальной истории», которая охватывала бы все временные пласты во всей полноте. Таков был замысел книги Фернана Бродсля «Средиземноморье в эпоху Филиппа П» (1946), показавшего, что, несмотря на быструю смену событий и изменчивые общественные отношения, культура народа и менталитет остаются почти неизменными. Предпочитая диахронической синхроническую перспективу, свойственную этнографии и структурной антропологии, «история неизменного», как назвал ее Леруа Ладури, также стремилась исследовать структуру конкретного общества. «Новая историческая наука» способствовала разработке количественных методов исследования массовых явлений, применение которых получило широкое распространение с изобретением компьютеров, и существенно обновил методы исторической демографии и социальной и экономической истории.

С конца 1970-х гг. упадок тоталитарных идеологий, и прежде всего марксизма, а также рост общественного интереса к истории размыл, однако, самые границы исторической науки. Начался расцвет «микроистории», которая стремится сузить масштабы рассматриваемых явлений, например, до размеров городской коммуны. Пересмотр направления исследований, делавшего ставку на работы об отдельных личностях или социальных группах, привел к расцвету биографических жанров (Жак Ле Гофф. Святой Людовик, 1995), повышенному интересу к истории гильдий и частной жизни, женской истории, «Историческая территория» была расширена, что порождало огромное разнообразие аспектов и методов исследований.

На этом пестром пейзаже по-прежнему просматривается несколько главных тенденций: возврат к политической истории, уделяющей преимущественное внимание восприятию идей обществом или возникновению локальных общностей, а также к представлениям, структурирующим индивидуальное и коллективное сознание.

Словарик:
пиграфика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи на твердых материалах (камне, металле, дереве).
филология - наука, изучающая язык на основе критического анализа текстов. В широком смысле - критическое исследование текстов путем сличения рукописных вариантов или различных изданий.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить